Меню сайта

Доступная среда

      Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми         потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.   

    Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.

   Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.

             Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную образовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями.

МДОУ «Детский сад № 174» посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья:   тяжелые нарушения речи (ТНР) и задержка психического развития. На 01.09.2023 года в дошкольной организации 6 групп комбинированной направленности для детей  дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) – 2 группы для детей с ЗПР и 4 группы для детей с ТНР. Также дошкольное учреждение посещают дети – инвалиды.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуального подхода (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).
  2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (формирование социально активной личности).
  3. Принцип социального взаимодействия (активное вовлечение детей, родителей, специалистов в совместную деятельность).
  4. Принцип междисциплинарного подхода.
  5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.
  6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей (усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями).
  7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Посещение детей в группах комбинированной направленности дает возможность  детям с ограниченными возможностями здоровья следовать за сверстниками и учиться у них, а те в свою очередь получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ. Праздники, экскурсии, конкурсы – важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего детского сада.

На основании «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов  и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309) в образовательном учреждении  для лиц с инвалидностью и ОВЗ обеспечены  следующие условия доступности объекта:

Специально оборудованные учебные кабинеты: Групповые комнаты, залы, учебные кабинеты оборудованы и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В наличии: 2 оборудованных кабинета учителя-логопеда, оборудованные кабинеты педагога-психолога и учителя-дефектолога. В группах для детей, имеющих тяжелые нарушения речи и задержку психического развития центры речевого и интеллектуального развития укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями и играми.  Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с воспитанниками групп общеразвивающей направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах (кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкально- физкультурные залы).

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Все групповые помещения приспособлены для проведения практических занятий с воспитанниками, они обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ МДОУ. В группах  организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Развивающая предметно – пространственная среда  групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы, развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, дидактическим материалам. 

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Осутствует. Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых помещениях, кабинетах специалистов и доступна для использования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы детские книжные центры, где книжные издания находятся на уровне ребенка.  Книжные центры приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В зданиях детского сада оборудованы 2  музыкально – физкультурных зала, в которых проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь физкультурных  залов составляет  – 896 кв.м. В залах имеется стандартное оборудование и детский спортивный инвентарь, который подходит для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В каждой группе оборудованы физкультурные центры, способствующие развитию основных физических навыков, профилактики двигательных нарушений, плоскостопия и т.д. На территории детского сада оборудованы 2 спортивные площадки, которые укомплектованы спортивным оборудованием и могут использоваться для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Материально-технические средства обучения  – имеются  наглядные пособия, ТСО, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия:

  • печатные (учебные и методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.);
  • аудиовизуальные (презентации, мультипликационные фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.д);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски, фланелеграфы и т.д.);
  • демонстрационные ( муляжи, макеты, стенды и т.д.);
  • учебные приборы (метео станция, микроскопы, оборудование для проведения опытнической деятельности и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование ( гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).

Педагогические средства: методы и формы обучения.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: частично обеспечено.

Специальные условия питания: Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 10-ти дневного меню для детей от 1,6 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно – технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню.  Организация питания осуществляется согласно контракта с ООО "Комбинат социального питания". Питание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности.

Специальные условия охраны здоровья: Охрана здоровья детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.  В ДОУ имеется медицинский кабинет. Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра.

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка».

Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусмотрен. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы отсутствуют.

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: В ДОУ есть специальные средства обучения, развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития и т.д. Специальные средства обучения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 Ссылки на видео- и аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:

https://www.youtube.com/watch?v=S3pYVZhorCc&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI

 https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw

 https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw

 https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo

 https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o

 https://www.youtube.com/watch?v=KDFIKQMrW2s

 https://www.youtube.com/watch?v=zzGrMLrVVdA

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 
 

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!


Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

·         дошкольное воспитание;

·         внешкольное воспитание и образование;

·         среднее общее образование;

·         среднее профессиональное образование;

·         высшее профессиональное образование.


Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

 

Федеральные документы