План работы по самообразованию
на 2019 – 2020 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
Выполнила: Тихомирова М.С.
Воспитатель 2 младшей группы
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Улучшить общую двигательную активность.
3. Содействовать нормализации речевой функции.
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы и приемы работы:
- пальчиковая гимнастика, физкультминутки
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пальчиковый театр
- работа с конструктором ЛЕГО
- рисование по трафаретам
- Дидактические игры
- шнуровка
- игры с мелкими предметами
- пазлы, мозаика,
- игры и самомассаж с мячиками су-джок.
- Бизиборды
- Игры с панно из фетра
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» – писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.
Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,
выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию на 2019 -2020 учебный год
Работа с детьми |
Название мероприятия |
Время проведения |
.Заучивание пальчиковой игры «Замок». .Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». .Обучение детей игре «Шнуровка». .Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». Знакомство с колючими мячиками су-джок |
сентябрь |
|
.Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
октябрь |
|
1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник». 4.Настольная игра «Найди фигуре место». 5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
ноябрь |
|
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). |
декабрь |
|
1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам). 2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). |
январь |
|
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».. 3.Настольные игры «Мозаика», игра (с прищепками Кто? Что?ест) 4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация), |
февраль |
|
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток). 5.Игра «Прищепки» |
март |
|
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки») |
апрель |
|
1.Повторени пальчиковой игры «Замок», «Капуста». 2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию 3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок». |
май |
Работа с педагогами |
Название мероприятия |
Время проведения |
Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» |
декабрь |
|
Отчёт по теме самообразования |
май |
Работа с родителями |
Название мероприятия |
Время проведения |
Консультация родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2 -3 лет» (на родительском собрании).Изготовление бизиборда |
сентябрь |
|
Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка- малышка своими руками»)на тему моя любимая сказка .Итоговой родительское собрание |
Апрель -май |
Самореализация |
Название |
время |
Изучение литературы по теме самообразования. Создание картотеки пальчиковых игр. Приобретение шариков Су –джок. Изготовление панно из фетра |
Сентябрь- декабрь |
|
Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Активное применение колючих шариков в самомассаже |
март |
|
Январь-май Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. Отчёт о проделанной работе .проведение родительского собрания. |
Январь-май |
Список изученной литературы
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
- Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
- Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
- Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
- Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
- Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
- Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
- http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
- http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
- http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
- http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
- http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
- http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
- http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
19.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
20.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
21.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб,"Корона", 2007г.
22.- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
23.- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
24.- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
25.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
26.- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 201