Меню сайта

План работы по самообразованию

на 2019  – 2020 учебный год

 

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Выполнила: Тихомирова М.С.

Воспитатель 2 младшей группы

 

«Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Цель:  развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Методы и приемы работы:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • пальчиковый театр
  • работа с конструктором ЛЕГО
  • рисование по трафаретам
  • Дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами
  • пазлы, мозаика,
  • игры и самомассаж с мячиками су-джок.
  • Бизиборды
  • Игры с панно из фетра

 

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» – писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу. Сегодня, в век информации и электроники, люди, и в частности дети, стали физически гораздо менее активны. У технического процесса есть оборотная сторона – ухудшение физического развития человека и как следствие ухудшение развития моторики рук у современных детей.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста,

выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. 

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию на 2019 -2020 учебный год

Работа с детьми

Название мероприятия

Время проведения

.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

.Обучение детей игре «Шнуровка».

.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

Знакомство с колючими мячиками су-джок

сентябрь

.Игра «Я катаю мой орех»..Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».

4.Настольная игра «Найди фигуре место».

5.Повторение игр «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» , «Человечек».

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

декабрь

1.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

2.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

3.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка»..

3.Настольные игры «Мозаика»,

 игра  (с прищепками Кто? Что?ест)

4. Изготовление подарков к празднику :«День защитников Отечества» (аппликация),

февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

3.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

4.Изготовление подарков к празднику:«Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).

5.Игра «Прищепки»

март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Проигрывание с детьми пальчиковым театром «Русские народные сказки»)

апрель

1.Повторени пальчиковой игры  «Замок», «Капуста».

2.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию

3.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

май

Работа с педагогами

Название мероприятия

Время проведения

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

декабрь

Отчёт по теме самообразования

май

 

Работа с родителями

Название мероприятия

Время проведения

Консультация  родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2 -3 лет»  (на родительском собрании).Изготовление бизиборда

сентябрь

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка- малышка своими руками»)на тему моя любимая сказка .Итоговой родительское собрание

Апрель -май

 

Самореализация

Название

время

Изучение литературы по теме самообразования. Создание картотеки пальчиковых игр. Приобретение шариков Су –джок. Изготовление панно из фетра

Сентябрь- декабрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. Активное применение колючих шариков в самомассаже

март

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. Отчёт о проделанной работе .проведение родительского собрания.

Январь-май

Список изученной литературы

 

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.
  5. Ивлев С.В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.
  6. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.
  7. Никитина А.В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
  8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211 с.
  9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
  10. Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
  11. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
  12. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
  13. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
  14. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
  15. http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
  16. http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
  17. http://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
  18. http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

19.Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

20.Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

21.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб,"Корона", 2007г.

22.- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

23.- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

24.- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

25.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

26.- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 201