Меню сайта

План по самообразованию воспитателя

Маркеловой Оксаны Алексеевны

На тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

МДОУ Детский сад № 174

Группа № 1 «Солнышко"

«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель работы: создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

  1. Развитие и укрепление мелкой моторики.
  2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  3. Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  4. Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
  5. Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Ожидаемые результаты:

• Динамика развития мелкой моторики.

• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности.

• Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов.

 Такими стимулами могут быть:

  1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;
  2. Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  3. Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  4. Музыкальное сопровождение;
  5. Яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».

При работе над темой опиралась на уже существующие разработки , , , , по изобразительной деятельности.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  1. рисование пальчиками;
  2. оттиск печатками из картофеля;
  3. рисование ладошками.
  4. тычок жесткой полусухой кистью;
  5. рисование ватными палочками;

Внедрение в практику:

1.Изучение и анализ методической литературы.

2. Разработка перспективного плана на октябрь-апрель по нетрадиционной технике рисования в 1 младшей группе.

3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

4. Выставки детских рисунков для родителей.

5. Составление конспектов занятий по нетрадиционному рисованию.

Работа с родителями предусматривает:

  1. оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования;
  2. папок – передвижек;
  3. показ открытых мероприятий по теме;
  4. совместное оснащение центра искусства бросовым материалом;
  5. выставки детского творчества и др.

План работы.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем, постепенно, вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп)картофелем, рисование губкой. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты («В лесу родилась елочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан» и т. д.). В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сентябрь

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Красный помидор»

Раскрашивание пальчиком

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность.

2

«Зернышки для цыплят»

Рисование пальчиком

Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в порядковом счете до трех.

Октябрь

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

По ровненькой дорожке

Рисование пальчиком

Учить умению рисовать пальцем, ритмично нанося отпечаток на полоску бумаги: обучение умению выполнять движения в соответствии с ритмом музыки

2

«Красивые листочки»

Принт

Вызвать интерес к получению изображения способом «принт» (печать). Учить наносить краску на листья (держать за черешок и окунать в ванночку), прикладывать к фону окрашенной стороной. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

3

«Ветерок, подуй слегка!»

Рисование по мокрому

Показать детям возможность создания выразительного образа «танцующего ветра». Продолжать учить рисовать кисточкой – проводить свободные хаотичные линии. Учить рисовать «по мокрому»:раскрепостить руку, свободно вести кисть, следуя по направлению ворса. Создать условия для экспериментирования с линией как средством худ. выразительности. Знакомить с синим цветом.

4

«Дождик, чаще кап-кап-кап»

тычок ватной палочкой

Учить изображать дождь ватными палочками знакомить с синим цветом. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности. Развивать чувство цвета и ритма.

Ноябрь

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Мячик»

тычок ватной палочкой

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тыка, расширять представление об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, зрительное восприятие, моторику рук.

2

«Ягодки рябины»

Тычок поролоновым тампоном

Познакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном. Учить рисовать на ветке ягодки. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

3

«Моя любимая чашка»

Оттиск поролоновым тампоном

Учить детей украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности.

4

«Окошки в теремке»

Оттиск поролоном

Учить детей ставить отпечатки поролоном прямоугольной формы, ориентироваться на листе бумаги, развивать глазомер.

Декабрь

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Ягоды и яблочки»

Оттиск печаткой из картофеля

Познакомить с техникой печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки.

2

«Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться»

Оттиск печатками из картофеля.

Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания.

Развивать цветовосприятие.

3

«Мои рукавички»

Оттиск печатками из картофеля.

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.

Воспитывать аккуратность.

4

«Елочный шар»

Пальчиковое рисование (круговые движения)

Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»; учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями; развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам.

Январь

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1-2

«Маленькой елочке холодно зимой» (коллективная)

Рисование пальчиками, ватными палочками

Обучение умению рисовать ватными палочками прямые вертикальные линии (елочка). Закреплять умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми. Воспитывать аккуратность.

3

«Елочка пушистая, нарядная»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность.

Февраль
 

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Мои любимые домашние животные»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жесткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е.используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности

Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

2

«Веселый снеговичок»

Тычок жесткой полусухой кистью

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

3

«Плюшевый мишка»

Тычок жесткой кистью

Упражнять в технике рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, расширять представления о форме, размере и цвете предметов и их частей, знания об игрушках, развивать изобразительные навыки и умения, моторику рук.

4

«Морозные узоры на стекле»

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (узоры). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивать ее.

Март

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Цветочек» для мамы

Рисование пальчиком

Упражнять в рисовании пальчиками: рисовать округлые формы; развивать интерес к рисованию, воспитывать аккуратность.

2

«Солнышко»

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие, закрепить представления о желтом цвете.

3

«Петушок, петушок, золотой гребешок»

Рисование ладошкой

Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками рисования; развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию, изобразительным материалам.

4

«Шли ладошки по дорожке» (коллективная)

Рисование ладошкой

Упражнять в рисовании ладошкой: рисовать на длинном листе бумаги. Учить работать сообща. Развивать мелкую моторику рук.

Апрель
 

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Яйцо»

Оттиск печатками из картофеля

Закреплять технику печатания печатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку. Участвовать в ее пересказе.

2

«Поможем доктору Айболиту доплыть до Африки»

Рисование по мокрому

Продолжать учить рисовать по – мокрому. Раскрепостить руку, проводить свободные прямые и волнистые линии, закрепить представления о синем цвете.

3

«Осьминог»

Рисование ладошкой, пальчиком

Продолжать осваивать технику печатания ладошкой. Дорисовывать образ осьминога пальчиками. Развивать восприятие, внимание.

4

«Поможем Машеньке перейти через речку»

Рисование пальчиком

Вызвать интерес к рисованию мостика из «бревнышек». Упражнять проводить линии рядом, пальчиком. Развивать моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

Май

№ занятия

Тема

Нетрадиционные техники

Задачи

1

«Цветочки на полянке»

Рисование по сырому листу

Создание образа цветочной поляны. Дальнейшее освоение техники рисования «по – мокрому», использование разных цветов.

2

«Вот какой у нас салют!»

Примакивание тампоном, пробкой

Создание красивой коллективной композиции в сотворчестве с воспитателем. Рисование огней салюта разными материалами и способами.

3

«Яблочки для ежика»

Рисование поролоновым тампоном.

Упражнять рисовать яблочки путем примакивания поролоновым тампоном. Располагать изображения на ограниченной поверхности (дерево). Воспитывать доброту, сочувствие.

4

«Мы рисуем то, что хотим»

разные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.

Поставив перед собой цель, задачи, выбрав формы, методы и приёмы обучения, отобрала соответствующий материал, оформила игротеку "Пальчиковая гимнастика", оформила художественный уголок, с разными дидактическими играми, предметами и материалами для рисования (шаблоны, фломастеры, гуашь, печатки, поролон, мелки и многое другое), плакаты по распределению цветов в спектре, журнал с изображением природы разными художниками, где дети могут самостоятельно проявить себя в творчестве.

Для родителей провела консультацию: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», оформила папку-передвижку «Рисуем ладошками», «Советы по рисованию для дошкольников»

Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть в развивающие игры, где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, «собери бусы», «Закрой окошечко», «Продень веревочку» и т. д. Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.

Технику нетрадиционного рисования я использовала не только в непосредственно – образовательной деятельности, но и при планировании самостоятельной деятельности детей и в день открытых дверей. Дети с большим удовольствием рисуют, эксперементируют с красками и бросовым материалом..

Наш центр изобразительной деятельности пополнился нетрадиционным материалом. Помимо традиционных карандашей, красок и кисточек появились ватные палочки, поролоновые палочки, трафареты, штампы, печатки, пробки из разного материала, краски для пальчиков, баночки и мисочки разного размера, маркеры и фломастеры, бумага различной фактуры т. д.