Меню сайта

План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики"

Актуальность выбранной темы

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.

Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.

Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.

Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

-составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;

-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.

 

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Арапова-Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

2. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000

3. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.

4. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Октябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Ноябрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма».

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Январь

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май

Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».

Выявление знаний родителей о важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.

Октябрь

Консультация для родителей
«Веселая математика дома».

Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь

Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Январь

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками».

Март

Открытый показ образовательной деятельности «Как помочь Буратино?»

День открытых дверей.

Май

Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

Отчёт «Математика в детском саду»

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.

Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.

Февраль

Мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о результатах работы по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.