План самообразования воспитателя по теме «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики"
Актуальность выбранной темы
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
План работы на год
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы |
Сентябрь – май |
1. Арапова-Пискунова Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008. 2. Беженова М.А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000 3. Метлина Л.С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985. 4. Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987. |
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми |
Сентябрь |
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
Октябрь |
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество». |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Ноябрь |
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина». |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Декабрь |
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма». |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Январь |
Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Февраль |
Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Март |
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Апрель |
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Май |
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. |
Совместная и самостоятельная игровая деятельность. |
|
Работа с семьёй |
Сентябрь |
Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка». |
Выявление знаний родителей о важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями. |
Октябрь |
Консультация для родителей |
Информация в уголке для любознательных родителей. |
|
Ноябрь |
Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). |
Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений» |
|
Январь |
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. |
Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками». |
|
Март |
Открытый показ образовательной деятельности «Как помочь Буратино?» |
День открытых дверей. |
|
Май |
Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). |
Отчёт «Математика в детском саду» |
|
Самореализация |
Сентябрь-май |
Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. |
Составление картотеки дидактических игр. |
Ноябрь |
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». |
Выступление на педсовете. |
|
Февраль |
Мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» |
Выступление на семинаре-практикуме. |
|
Май |
Отчёт о результатах работы по теме самообразования. |
Выступление на итоговом педсовете. |