В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ФОРМИРУЮТСЯ:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
- умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятии о дружбе и взаимовыручке;
-представление о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Цель. Формирование нравственно-патриотических чувств и духовности у детей старшей группы детского сада.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице. Городу. Родине;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Методы работы.
- беседы, рассказы;
- проекты;
- чтение и заучивание фольклорных произведений;
- продуктивная деятельность;
- экскурсии на территории детского сада.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Занятия.
« Что летом родиться,- зимой пригодиться» Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки. Песенки о лете. Загадки о природе.
«Вершки да корешки». Знакомство со сказкой Мужик да медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.
«Хлеб - всему голова». Беседа с детьми «откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда – серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.
«У страха глаза велики». Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
«Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке.
«Что нам осень принесла?». Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
Дикие животные. Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок.
«Проказы старухи зимы». Загадывание загадок о зиме. Заучивание заклички « Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы2.
«Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
«С Новым годом со всем родом!». Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.
«Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пословицы и поговорки о мастерстве. Пение частушек.
«Ой ты, Масленица!» Рассказ о Масленице. Знакомство с обрядовыми песнями.
«Нет милее дружка. Чем родимая матушка» Беседа о маме. Закрепление знаний о праздниках «День матери» и «8-е марта».
«Мудреному и счастье к лицу». Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.
«Весна, весна поди сюда!». Беседа о характерных признаках весны. Заклички о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».
Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Пение частушек.
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Посев детьми семян.
«Победа в воздухе не вьется. а руками достается» . Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».
Продуктивная деятельность.
Работа с различными материалами: дерево, шерсть, солома, разнообразные виды ткани. Роспись. Изготовление подарков родным.
Работа с родителями.
- анкетирование;
- вовлечение в проектную работу
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ.
- Составление конспектов НОД.
- Оформление уголка по теме нравственно-патриотического воспитания.
- Создание картотек фольклорных произведений по темам.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Составление и публикации сообщений по обмену опытом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г. В., Подоприглрова С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-_ПРЕСС». 2015
- Савченко В. И. Авторизованная « Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры. – СПб. .: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-_ПРЕСС». 2016
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов ДОУ/ Авт-сост.: А.С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О.Н. Корепановаи др. . – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
- Нравственный Беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов / Жучкова Г. Н. – М.: « Издательство ГНОМ и Д», 2008
- Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7 лет : программа, планирование, занятия / авт-сост. Э. А. Халикова, Н. В. Колебошина. – Волгоград : Учитель, 2013
- Яковлева Н. Н. Использование фольклорв
- А в развитии дошкольника. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-_ПРЕСС». 2011
- Бабинова Н. В. Тематические фольклорные вечера для дошкольников. . – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-_ПРЕСС». 2014
- Фольклорно- экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста / авт-сост. Г. А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2008
- А. П. Усова. Русское народное творчество в детском саду. – М., 1961
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986
- Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст / авт.-сост. А. И. Колобанова. – Волгоград : Учитель, 2012