План по самообразованию по теме
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные
техники рисования"
Воспитатель : Дмитриева Н.В.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу
- Создать благоприятные условия для творческих способностей у детей с помощью нетрадиционных техник рисования
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира
- Расширять кругозор детей
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
- Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики у детей.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
-
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов,освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Литература:
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».
Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности».
Интернет-ресурсы.
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Старшая
группа». – М.: изд. Центр Владос, 2008г.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 г.
Средний возраст (4-5 лет)
Сентябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Компот из ягод» |
Рисование пальцами |
Познакомить детей с техникой пальчикового рисования.Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. |
Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки.иллюстрации. |
2. |
«Огуречик, огуречик»
|
Рисование руками |
Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. |
Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями |
Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка»
|
|||
Работа с педагогами |
Консультация Рисуем пальчиковыми красками
|
|||
Изучение литературы и пополнение РППС
|
Анализ изученной литературы |
Октябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
2 |
«Крошки-осьминожки» |
Рисование ладошками |
Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. |
Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. |
«Петушок»
|
Рисование ладошками |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. |
Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Ноябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Волшебный лес» |
Печать листьями |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. |
Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. |
«Деревья с разноцветными листьями» |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. |
Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук». |
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Декабрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Чудо- узор» |
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками. |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять узоры. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. |
Лист бумаги, поролон, пенопласт, цветная гуашь. |
2. |
«Укрась рукавицу» по замыслу |
Различные |
Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. |
Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Буклеты для родителей: «Рисуем штампами овощей и фруктов» |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Январь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Моя любимая игрушка» |
Рисование мыльной пеной. |
Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. |
Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
2. |
«Зимний лес» |
Монотипия |
Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. |
Краски, кисточка, бумага. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Февраль
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
Подарок для папы» |
Печать по трафарету, рисование пальчиком |
Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. |
Открытка, гуашь разного цвета. |
2. |
«Салют» |
Набрызг |
Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу. Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой. |
Старые зубные щетки, гуашь, бумага. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Март
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Открытка для мамы»
|
Печать по трафарету |
Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции.Развивать глазомер. |
Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. |
«Весенние цветы»
|
Разные |
Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму. Развивать творческое мышление и воображение. |
Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, кисти, поролон, ватные палочки. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Апрель
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Ежики на опушке» |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. |
Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки, муляжи. |
2. |
«Кошечка» |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
Бумага белая, жесткая кисть, поролон, цветная жидкая гуашь, трафареты, иллюстрации. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
||||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Май
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Одуванчики» |
Рисование ватными палочками |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. |
Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. |
«Веточка сирени» |
Рисование ватными палочками |
Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. |
Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» |
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2019 – 2020 г.
Старше-подготовительная группа.
Сентябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Осенний ковер» |
Печать листьями |
Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. |
Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации. |
2. |
«Веточка рябины» |
Рисование пальчиками, печать листьями. |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта. Учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди) |
Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
|
|||
Изучение с литературой и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы, составление плана
|
Октябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
2 |
«Грибы на опушке |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами. |
Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции. Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями. |
Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов. |
2. |
«Что созрело в огороде» |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от творч-ва |
Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию |
|||
Работа с педагогами |
|
|||
Литература и РППС |
Анализ изученной литературы |
Ноябрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Дымковская игрушка» |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками. |
Совершенствовать умение детей в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции. |
Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации. |
2. |
«Мое любимое дерево в разное время года» |
Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками. |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. |
Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
|
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы
|
Декабрь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Домашнее животное – собака» |
Различные |
Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. |
Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации. |
2. |
«Сказочный лес» |
Рисование солью. |
Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. |
Альбомная бумага, клей ПВА, соль. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
|
|||
Работа с педагогами |
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка |
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы
|
Январь
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Зимний лес» |
Рисование восковыми мелками, свечой. |
Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла. |
Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски. |
2. |
«Волшебный аквариум»» |
Печать по трафарету, пальцами, листьями. |
Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции. |
Краски, листья, трафареты, бумага. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
||||
Литература и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы |
Февраль
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Сюрприз для папы» |
Печать по трафарету, рисование пальчиком |
Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. |
Открытка, гуашь разного цвета, трафареты. |
2. |
«Разноцветные шары» |
Рисование мыльной пеной |
Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. |
Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» |
|||
Работа с педагогами |
Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка» |
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы
|
Март
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Букет незабудок для мамы» |
Рисование ватными палочками |
Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции. |
Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки. |
2. |
«Какого цвета весна» |
Кляксография |
Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. |
Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
|
|||
Литература и РППС |
Анализ изученной литературы |
Апрель
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Веселые матрешки» |
Граттаж. |
Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. |
Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки. |
2. |
«Море» |
Граттаж. |
Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка. Развивать чувство ритма. |
Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей«Пасхальные яйца необычной раскраски» |
|||
Работа с педагогами |
Консультация "Граттаж"
|
|||
Изучение литературы и пополнение РППС |
Анализ изученной литературы
|
Май
Работа с детьми |
||||
№ п/п |
Тема занятия |
Техника |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Цветочная поляна» |
Печатки из пластилина |
Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. |
Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин. |
2. |
«Нарисуй, что хочешь» |
Рисование ватными палочками |
Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие. |
Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти. |
Работа с родителями |
Выставки детских рисунков для родителей. |
|||
Работа с педагогами |
Отчет по саообразованию
|
|||
Литература и РППС |
Анализ изученной литературы
|