Меню сайта

Генюш Татьяна Владимировна______

(Ф.И.О. педагога)

________4 года___

(стаж работы)

Тема: «Использование  биоэнергопластики в коррекционой работе с    детьми дошкольного возраста»

(название темы)

____2019-2020____________ (учебный год)___разновозрастная группа)

 

г. Ярославль 2019г

 

Цель:

Развитие артикуляционного праксиса  с помощью биоэнергопластики.

Задачи по выбранной теме:

 

1) Что такое  понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой;

2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению

биоэнергоплатсики в коррекции речевых нарушений

3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению

данного метода;

5) Проанализировать результативность работы.

 

Сроки разработки темы: октябрь 2019- май 2021г.г.

Обоснование выбранной темы.

Важным условием для успешного обучения  в школе ребенка является  хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением  в школу  должен уметь правильно произносить звуки, иметь  развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Все это поможет  малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем  предметам, быть уверенным в себе, в своих силах. Правильная и богатая устная речь расширяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, формирует более глубокие и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс, с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное  произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих  родителей. Ошибочно мнение взрослых, которые считают, что при поступлении в школу ребенок самостоятельно научиться произносить звуки, что нарушения звукопроизношения пройдут, как только исчезнут дефекты прикуса и вырастут новые зубы. Очень важно своевременно обратить внимание родителей на  имеющиеся трудности в формировании компонентов устной речи детей, важно объяснить, что недостатки   речи  могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, спровоцировать  возникновение различных  психологических  проблем, которые будут иметь  далеко идущие негативные последствия.

При произнесение  звуков  органы речевого аппарата принимают специальное положение  или артикуляционный уклад, который свойственен звуку. Неправильное расположение органов артикуляции  приводит к дефектному  произношению звуков речи. Именно для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а  так же различных  мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит  из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.  Ежедневное  выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движение  языка, губ становятся  точными, сильными, уверенными.

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что  в свою очередь  приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому в коррекционной   работе  с детьми дошкольного возраста,  считаю необходимым включить нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики – с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удержать  интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой дошкольника и взрослого.

Главными задачами которой  являются:

1.  Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

2.  Развивать подвижность, силу, точность движения органов артикуляции

3.  Развивать мелкую моторику, координацию пальцев рук

4.  Развивать память, внимание, межполушарную взаимосвязь

5.  Учить детей  правильно выполнять артикуляционное движение органов, участвующих в  речевом процессе, совместно с движением  пальцев  рук.

Для коррекционной работы использую биоэнергопластику  ( плавные движения  кисти рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. Считаю, что это тема  очень актуальна и интересна для работы с детьми дошкольного возраста.

Что же такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух словбиоэнергия и пластика.

Биоэнергия– это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Преимущества биоэнергопластики:

-синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление,

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

1. Диагностический. (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики) На этом этапе определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети с онр, как правило показывают ряд неврологических особенностей. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушается ритм, темп, плавность.

2. Эмоциональный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям.

3. Основной. (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, затем второй руки и обеих рук). Дети в праве сами  выбрать показ ладонями обеих рук либо одной из руки, при выполнении определенного артикуляционного упражнения.

4. Заключительный (развитие творческих способностей в игровой и театрализованной деятельности).

 

В моей   коррекционной работе  одной из главных задач является организация  единого образовательного  процесса  при взаимодействии  специалистов ( педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) и родителей с целью создания условий для успешного обучения дошкольников.

 

 Итогом  логопедической работы должны стать высокие результаты освоения выполнения артикуляционных упражнений совместно с биоэнергопластикой, в результате успешного коррекционного процесса в развитии артикуляционного аппарата,  мелкой моторики рук,  которые приводят к  правильному произношению звуков, а также  коррекции дефектного звука и отсутствия его.

План работы на 2019-2020 учебный год :

  1. Консультация для воспитателей –« Использование биоэнергопластики в коррекционной работе логопеда»
  2. Консультация для родителей- « Развиваем речь с помощью биоэнергопластики
  3. Разработать в  течение года картотеку артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.